Номер зависи: #2659
Дата публикации: 23.09.2013
Дата обновления: 07.04.2017
Имя: Игорь Цагоев
Название СМИ: газета «Московский комсомолец» в КБР»
Тип СМИ: печать
Профессия: редактор
В других конфликтах: - нет данных -
Конфликт: задержание, уголовное преследование
Федеральный округ: Северо-Кавказский
Субъект РФ: Кабардино-Балкария
Населённый пункт: Нальчик
Дата начала конфликта: 11.05.2013
Статья: 162 УК РФ «Разбой»
Действия сторон: решение в пользу журналиста (СМИ)
МАЙ, 11 (2013)
В Нальчике (Кабардино-Балкария) полиция задержала журналиста Игоря Цагоева по подозрению в совершении разбойного нападения. Коллеги Цагоева не исключают подтасовки фактов в распространяемой МВД информации.
Игорь Цагоев известен своими журналистскими расследованиями, писал о коррупции, территориальных спорах, межэтнических конфликтах. «Имея при себе предмет, похожий на пистолет, подозреваемый проник в одну из квартир по улице Калмыкова, где угрожая оружием и применив насилие опасное для жизни и здоровья в отношении хозяйки квартиры (нанесение восьми ударов в область головы железной рукояткой пистолета сопровождалось попыткой удушения), открыто похитил денежные средства в сумме 1950 долларов США», - сообщил представитель пресс-службы МВД по республике. Он добавил, что «в ходе санкционированного обследования жилища задержанного обнаружено четыре металлических предмета цилиндрической формы, предположительно, сигнальные мины и четыре взрывателя к ним. Изъят также металлический предмет. похожий на пистолет неустановленного образца. В отношении задержанного избрана мера пресечения – содержание под стражей. Возбуждено уголовное дело по ст. 162 УК РФ (разбой)», - пояснил сотрудник пресс-службы ведомства.
Информация полиции о Цагоеве вызвала недоумение журналистов в КБР. То, что сейчас происходит с Игорем Цагоевым, похоже на травлю с подтасовкой реальных фактов, считает корреспондент «Газеты Юга» Марианна Мальбахова. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что в официальной информации МВД не названа дата совершения преступления, хотя задержали Игоря по подозрению в совершении преступления, которое было 13 лет назад.
Между тем стало известно, что в ходе обыска в доме Игоря Цагоева был изъят игрушечный пистолет, который оперативниками был назван «пистолетом неустановленного образца». Об этом заявила 73-летняя мать задержанного Сима Цагоева. «8 мая вечером, уже почти темно было, к нам пришла группа людей. Их было, кажется, семь человек - от испуга и расстройства я даже не могла их посчитать. Я их спросила, что случилось, но они мне толком ничего не объяснили. Все посмотрели, везде проверили. И забрали четыре ракетницы, их Игорь перед Новым годом привез из командировки в одну из воинских частей, сказал, что ребята ему их подарили, чтобы запустить их в новогоднюю ночь, но тогда мы про них забыли. Еще забрали игрушечный пистолет, я его когда-то давно сама купила. Он валялся где-то в ящике с инструментами. У него нет даже отверстия для пули», - говорит Сима Цагоева.
Наталья Черкасова, которая присутствовала на обыске в качестве понятой, рассказала, что очень удивилась, когда в Интернете прочитала о том, что у Цагоевых были найдены в доме какие-то мины. «Какие же это мины? Как можно такое придумать. Это же сигнальные ракеты с запалами. И пистолет – пластмассовый, без дула. Игрушка. Они продаются в магазинах», - заявила Черкасова. По словам Черкасовой, она 53 года живет по соседству с Цагоевыми и хорошо знает их семью. Игоря Цагоева считает «спокойным, культурным и вежливым» человеком.
Игорь Цагоев несколько лет работал заместителем главного редактора газеты «Северный Кавказ». В последние месяцы после ухода из этого издания он работал заместителем главного редактора газеты «Московский комсомолец» в КБР», на сайте которой он в последнее время публиковался. Одной из свежих работ в этом издании была публикация от 17 апреля о ходе расследования убийства в Нальчике ветерана Великой Отечественной войны.
В 2008 году И. Цагоев получил премию правительства РФ за достижение значительных творческих и профессиональных успехов в сфере печатных СМИ. Цагоев являлся неоднократным финалистом конкурса на премию имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». В 2011 Игорь Цагоев стал лауреатом конкурса Союза журналистов в номинации «За профессиональное мастерство». Награждали его премией Союза журналистов России «За мужество и профессионализм» имени Тамирлана Казиханов в 2007 году. Он обладатель Гран-при всероссийского конкурса «Произвол в законе» 2005 года, победитель всероссийского конкурса «Золотой гонг-2005» в номинации «Расследование года», лауреат Премии Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство» 2007 года.
Кавказский узел, 11 мая, 14 мая
ИЮНЬ, 29 (2013)
Журналист Игорь Цагоев, задержанный по подозрению в совершении разбойного нападения, обратился к прокурору Кабардино-Балкарии Олегу Жарикову с просьбой об изъятии уголовного дела в отношении него из производства следственных органов МВД по КБР и передаче его следственным органам СК РФ.
Напомним, 10 мая стало известно, что в Кабардино-Балкарии полиция задержала журналиста Игоря Цагоева по подозрению в совершении разбойного нападения.
Свою просьбу Цагоев мотивирует тем, что «следствие проявляет крайнюю заинтересованность в однозначно обвинительном уклоне», чтобы «оправдать его содержание под стражей». По мнению журналиста, о предвзятости следственных органов МВД по КБР свидетельствует поспешное, явно противоречащее закону, обнародование информации о его виновности в совершении особо тяжкого преступления. Ситуация, как следует из обращения Цагоева к прокурору республики, усугубилась после передачи дела от следователя к заместителю начальника СУ 2-го отдела УМВД РФ по Нальчику. «Последний с первых же дней рьяно взялся за защиту чести мундира, самыми изощренными методами формируя «доказательную базу» якобы совершенного мною разбойного нападения», - пишет журналист.
Так, следователем был грубо сфальсифицирован протокол очной ставки с потерпевшей, куда были вписаны показания, которых последняя не давала, утверждает Цагоев. «Лишь после того, как по требованию моего адвоката потерпевшая ознакомилась с уже подписанным ею протоколом, и лично убедилась в фактической фальсификации следователем ее показаний, Ширитов был вынужден внести в протокол ряд изменений, но далеко не самых существенных», - пишет Цагоев.
Как следует из письма Цагоева, следствие пыталось обвинить его также в убийстве ветерана Великой Отечественной войны Григория Могилко, однако вскоре подозреваемые в убийстве были задержаны.
Северо-Кавказские новости, 29 июня
ИЮЛЬ, 24 (2013)
В суд передано дело журналиста Игоря Цагоева, задержанного по подозрению в совершении разбойного нападения, сообщил адвокат Николай Карачаев.
Напомним, 10 мая стало известно, что в Кабардино-Балкарии полиция задержала журналиста Игоря Цагоева по подозрению в совершении разбойного нападения, совершенного 13 лет назад. В июне журналист обратился к прокурору Кабардино-Балкарии Олегу Жарикову с просьбой об изъятии уголовного дела в отношении него из производства следственных органов МВД по КБР и передаче его следственным органам СК РФ.
Дело в суд было направлено после утверждения обвинительного заключения, сообщил адвокат журналиста Николай Карачаев. «Обвинительное заключение в отношении Игоря Цагоева утверждено прокурором, и дело направлено в суд», - заявил адвокат. О дате начала первого заседания пока ничего не сообщается. Ранее журналистское сообщество Кабардино-Балкарии обратилось к прокурору республики Олегу Жарикову с просьбой взять расследование дела в отношении журналиста Игоря Цагоева под контроль.
«Кавказский узел», 24 июля
АВГУСТ, 12 (2013)
В Нальчикском городском суде начались слушания по уголовному делу журналиста Игоря Цагоева, обвиняемого в разбойном нападении. Игорь Цагоев вину не признал.
Напомним, 10 мая стало известно, что в Кабардино-Балкарии полиция задержала И. Цагоева по подозрению в совершении разбойного нападения, совершенного 13 лет назад. В июне журналист обратился к прокурору Кабардино-Балкарии Олегу Жарикову с просьбой об изъятии уголовного дела в отношении него из производства следственных органов МВД по КБР и передаче его следственным органам СК РФ. 24 июля стало известно, что дело передано в суд.
Слушания проходят под председательством федерального судьи Гида Суншева, гособвинение представляет прокурор Нальчикской городской прокуратуры Бэлла Ульбашева.
На заседании суда 12 августа было оглашено обвинительное заключение, в котором, в частности, говорилось, что 13 января 2000 года Игорь Цагоев «умышленно, из корыстных побуждений» проник в квартиру потерпевшей, нанес ей рукояткой пистолета удары по голове и похитил у нее 1950 долларов.
В ходе заседания показания дала потерпевшая Мадина Уянова. Она опровергла часть своих показаний, изложенных в протоколе допроса на предварительном следствии. В них речь шла о том, что незнакомец засунул ей пальцы в рот и пытался таким образом задушить ее. «Ничего такого не было, никто мне пальцы в рот не засовывал», - заявила она.
Адвокат Николай Карачаев зачитал заключение дактилоскопической экспертизы, в которой говорилось, что отпечатки пальцев на бутылках, обнаруженных в квартире потерпевшей, принадлежат ей самой. А Цагоев обратил внимание суда на противоречия в показаниях потерпевшей, данных ею 13 лет назад и сейчас, после его задержания. Три четверти того, что сказала потерпевшая, по словам Цагоева, не соответствует истине.
В ходе допроса потерпевшей адвокатом Карачаевым на большинство вопросов Мадина Уянова ответила: «Не помню». Потерпевшая заявила, что проживает в Москве, приезжать на заседания суда не намерена. От материальных требований отказалась. Будет согласна с любым решением, которое примет суд.
Следующее заседание назначено на 19 августа.
КУ, 13 августа
СЕНТЯБРЬ, 2, 3 (2013)
В Нальчикском городском суде 2 сентября продолжились слушания по уголовному делу журналиста Игоря Цагоева, обвиняемого в разбойном нападении. Судебное разбирательство в отношении известного журналиста, ныне корреспондента «Московского комсомольца в Нальчике» Игоря Цагоева вышло на финишную прямую. Напомним, что он был задержан в столице Кабардино-Балкарии 8 мая этого года, спустя два дня арестован, а затем ему предъявили обвинение в разбойном нападении 13-летней давности.
С мая журналист находится под арестом, несколько раз меру пресечения продлевали по настоянию следствия, мотивируя тяжестью вменяемой статьи, а также тем, что Цагоев, якобы, может скрыться от следствия либо каким-то образом повлиять на ход расследования. Были ли на то реальные предпосылки, учитывая, что все эти 13 лет журналист не менял своего места жительства, от полиции никогда не скрывался, более того, самым активным образом сотрудничал со всеми силовыми структурами республики и округа и получал от их руководства заслуженные награды? Пожалуй, сейчас это вопрос больше философский, чем юридический. На практике: единожды «закрыв» фигуранта, правоохранители не любят публично менять свои решения.
Так или иначе, дело дошло до суда. Явных противоречий всех собранных доказательств и их уголовной квалификации упорно не замечали ни на стадии предварительного следствия, ни в момент утверждения обвинительного заключения: разбой с незаконным проникновением в жилище – и точка. Клубок разночтений стал разматываться только на стадии суда.
По сути. Потерпевшая Мадина У. утверждала, что подсудимый, придя к ней в квартиру 13 января 2000 года, несколько раз ударил ее по голове и похитил 1950 долларов. Журналист отрицает, что брал деньги у потерпевшей, и говорит, что ударил ее в результате возникшей между ними ссоры. Сама потерпевшая в ходе драки также в кровь расцарапала ему лицо. К Мадине У. обвиняемый пришел, чтобы переговорить с её мужем, который приставал к знакомой журналиста. В свою квартиру потерпевшая пустила Цагоева сама, узнав, что он разыскивает ее супруга. Узнав, что того нет дома, Цагоев попросил разрешения оставить ему записку, содержание которой и спровоцировало дальнейший конфликт. Однако в 2000 году потерпевшая ни слова не сказала в милиции про записку, утаив истинные причины драки, а заодно обвинила незнакомца в хищении денег. Не сообщила она в органы и о том, что спустя несколько месяцев встретила «разбойника» в городе. «Память» отказала потерпевшей на долгие 13 лет – вплоть до очной ставки с обвиняемым, когда он сам об этом напомнил женщине, утверждавшей, что нападавшего она видела только один раз – в день происшествия. Эти и многие другие нестыковки в показаниях Мадины У., показания свидетелей – как обвинения, так и защиты, вызвали серьезные сомнения в стройности доказательной базы.
Следствие неверно квалифицировало действия Игоря Цагоева, заявила в ходе прений представитель прокуратуры Бэлла Ульбашева. Они не должны квалифицироваться как разбойное нападение. Цагоев ничего от потерпевшей не требовал и пришел к ней в дом совсем по другому поводу, а не с целью совершения разбоя, более того, был приглашен в квартиру самой потерпевшей, - признала представитель стороны обвинения. Прокурор попросила признать подсудимого виновным по статьям 155 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») и 158 УК РФ («Кража, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину»), но освободить его от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности.
Однако сторона защиты считает, что факта хищения денег не было вообще. Допущенная в качестве общественного защитника Наталья Юсупова (собкор ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе) в прениях подчеркнула, что факт хищения денег не подтверждается ничем, кроме слов самой потерпевшей, а сомнения в её словах укрепляются при изучении противоречий. Общественный защитник обратила внимание суда на то, что Цагоева объявили преступником задолго до предъявления обвинения, разместив на сайте МВД информацию с данными журналиста и с его фотографией сразу после его задержания. При этом не был указан год совершения преступления. Кроме того, в информации содержался призыв к «гражданам, пострадавшим от преступных действий указанного лица» незамедлительно обращаться в полицию. Вызывают недоумение и обстоятельства задержания журналиста. Взять хотя бы хронологию событий 8 мая: из материалов дела следует, что задержали Цагоева в отделе полиции на основании анонимного звонка в дежурную часть УМВД по Нальчику. Содержание рапорта дежурного было озвучено в суде: некто узнал в мужчине, которого заводили в отдел, разбойника 13-летней давности и… убийцу ветерана Великой Отечественной войны Могилко. Позже Следственный комитет полностью исключил причастность Цагоева к громкому убийству 2013 года. Но вот вопрос: кто, почему и зачем заводил журналиста в полицию и кто тот бдительный аноним, находившийся в нужное время в нужном для следствия месте?
В последнем слове Игорь Цагоев сказал, что признает свою вину в нанесении Мадине У. легких телесных повреждений, раскаивается и приносит извинения. «Мне тяжело и горько, но больше я ни в чем не виноват», - сказал он.
Огласить приговор должны были 2 сентября, однако из-за того, что Цагоева по каким-то причинам из СИЗО не доставили в суд (якобы, не было конвоя), заседание перенесли на следующий день. Решением суда 3 сентября уголовное дело прекращено в связи с истечением срока давности, И. Цагоев был освобожден в зале суда.
Информация Натальи Юсуповой (ФЗГ, Нальчик)